Дизайнер ― это состояние души





Разговор с арт-директором ГК Амалит Романом Исаевым о вдохновении, самореализации и о дизайн-мышлении в производстве сувениров

IMG_0618.JPG

Правда ли, что дизайнеры – это люди, у которых есть особые инструменты для восприятия мира и отображения его в своей работе?

Сфера деятельности человека влияет на его жизнь. Фокус внимания дизайнера невольно концентрируется на специфичных деталях в окружающем нас пространстве: цвета, объекты, оформление, шрифты. Это часть его профессии: «а я бы сделал(а) вот так» ― предложить свой вариант оформления, цвета, шрифта, подачи или удивиться нестандартному подходу, понять, как это сделано, переосмыслить, а затем применить в своей работе.  И в этом смысле дизайнеру нельзя останавливаться, иначе он задохнется, как акула без движения, ― неправильно вариться только в бульоне собственных идей, даже если этих идей как риса в Китае. Нужно разрешить себе удивляться новому, быть открытым, живым. Но здесь многое зависит от того, какой мотив у человека быть дизайнером ― зарабатывание денег или путь самореализации? Важен вектор, то, что вырывается на первое место. 

Отсюда и разное отношение к работе: есть дизайнеры, которые не проявляют себя и ждут заданий, четких инструкций, указаний, а есть те, от которых постоянно получаешь предложения, интересные примеры, творческие ходы. Тут уместно вспомнить Канта: "Имей мужество пользоваться собственным умом". Работая с дизайнерами, я им доверяю, даю им самостоятельность, чтобы они проявили свое видение задачи. Потом подправим, если нужно, под требования маркетолога, руководства, рынка, клиента и т.д. 

Расскажите об источниках вдохновения у дизайнера. Как рождается новое?

1.jpg

Вдохновение ― самая загадочная часть дизайнерской профессии, то, что делает нас в глазах окружающих людьми, причастными к тайне. Но на практике вдохновение есть следствие совокупности рациональных причин: тут играет свою роль удачный и неудачный опыт, насмотренность, начитанность, личные качества, круг интересов и, конечно же, интуиция. Помните определение интуиции из «Шерлока Холмса»: это настолько яркая вспышка сознания, что мы воспринимаем ее как озарение свыше, а не как результат деятельности нашего мозга. В определенный момент количество переходит в качество. Лет шесть назад я сформулировал это так: «Муза живет в бобровом доме». Ведь вход в бобровый дом лежит через холодную речную воду… Дизайнеру сначала нужно себя погрузить в атмосферу, нужна доля эмпатии к тому, что делаешь. Нужно загрузить себя фактами. Как раз тут и работают те качества, о которых я говорил выше: любопытство и насмотренность.

Как дизайнер использует другие творческие сферы (изобразительное искусство, музыку, поэзию) в своей деятельности, чтобы совершенствоваться в дизайне?

2.jpg

Мы живем в мире своих собственных интерпретаций. Дизайнеру полезно слушать музыку, ходить в театры, на выставки, быть любопытным, насмотренным, так как это все сыграет свою положительную роль в его работе.
 
Дизайнер – это состояние души. Есть такое выражение: «Профессия выберет тебя сама». Надо просто быть открытым миру. Я, например, пришел на должность менеджера по продажам, а затем меня выбрала профессия дизайнера.

22.jpg 

Моя мечта ― найти рациональное решение, сервис или проект, помогающий людям реализовать себя. Для меня это личная боль: я окружен большим количеством близких людей, которые, бесспорно, талантливы, но почему-то стесняются своего таланта, отмахиваются от предложений как-то себя проявить. Один из важнейших, на мой взгляд, компонентов счастья ― это самореализация. А люди часто бегут от этого счастья, работая на нелюбимой работе, чтобы материально обеспечить себя и семью. Даже социальные сети могут помочь самореализации на начальном этапе.

Творческие задатки не у всех есть, но вокруг нас много людей вообще не могут найти себя, понять, чего они хотят в жизни…

3.jpg

Еще в детском возрасте, в юности человеку нужно, если не перепробовать «на вкус» многие роды деятельности, то хотя бы получить минимальное представление о них, чтобы была возможность выбора того, что нравится. В моем случае роль сыграл интерес даже не к изобразительному искусству, музыке, стихам самим по себе, а к поиску идей, как из обычного сделать необычное. Это моя потребность с детства. Задача дизайна ― это создание впечатления у зрителя, и дизайнер находится в поиске художественных приемов, чтобы создать правильное, нужное впечатление, в нашем случае, у покупателя сувенира. 

Назовите главные качества хорошего дизайнера.

Первое – скорость ассоциации. Второе – доброжелательность. Третье – любопытство.
Ассоциации - это источник, откуда дизайнер черпает образы для работы. Скорость ассоциации нужна, во-первых, чтобы быстрее справиться с задачей, но не только. Мы должны быть готовы к отказу и предложить одну, две, три альтернативы. С опытом, когда дизайнер начинает понимать, что интересует его клиента, процент переделок уменьшается. 

Как создать образ продукта, который на лету будет схвачен и востребован рынком? Как предугадать спрос?

Предугадать – правильное слово. Мы выстраиваем гипотезы и прогнозы. Этот процесс перекликается с дизайн-мышлением ― производственным методом, отталкивающимся от проблемы потребителя. В центр этого метода мы ставим конкретного клиента или группу клиентов (например, родительский комитет в школе). А сам процесс дизайн-мышления касается не только дизайнеров, в него вовлечена вся компания.

4.jpg

Он включает 5 этапов:

1. Определить, кто наш клиент?
2. Понять, в чем его «боль»?
3. Генерация идей, обмен мнениями, исходя из опыта каждого.
4. Изготовление образцов.
5. Тестирование образцов.

Но нужно понимать, что у этого метода много погрешностей. Например, насколько точно поставит ТЗ менеджер, настолько удачным будет результат работы дизайнера. Всегда надо стремиться сформулировать задачу максимально проще, применить ограничения. Мы делаем продукт для клиента, опуская все лишние мнения и обстоятельства. Против этого простого решения всегда есть много «но»: финансовые проблемы, дефицит сырья, дефицит времени и т.д., поэтому мы метод дизайн-мышления подстраиваем под себя, берем самое основное, минимизируя шанс провала нашего продукта. 

Основатель "Евросети" Евгений Чичваркин назвал главным качеством менеджера доброжелательность. Я лишь добавлю, что это качество строго обязательно для всех работающих в команде. Всем успехов в труде и самореализации!