Управление персоналом. Насущные вопросы

Начну издалека. Как лучше воспитывать детей ― в строгости или во вседозволенности? Можем ли мы представить себе "добренького" родителя, который позволяет ребенку не ложиться спать, не идти в школу? Родительский опыт подтверждает: ребенку нужны рамки для его же блага. Главное, чтобы отношения между родителем и ребенком строились на любви, уважении и доверии. В этом случае ребенок чувствует о себе заботу и понимает необходимость самому вносить вклад в домашнее хозяйство.

Теперь применим эти принципы к взаимоотношениям руководителя с подчиненными. На каждом предприятии можно встретить сотрудников, рассчитывающих на снисходительное отношение руководства, несмотря на недоработки и ущерб, нанесенный ими компании. 

Но если родитель не должен попустительствовать детям, то руководитель тем более обязан быть строгим с подчиненными! Конечно, все должно быть в меру, и нередко бывают ситуации, когда необходимо войти в положение сотрудника и простить. Но установки на "добренького" шефа быть не должно. Ошибки совершают все, главное, какой опыт они приобретают и как это влияет на выполнение миссии и целей компании.

Я это понял довольно поздно, на 44-45-м годах жизни, во многом благодаря кризисам 2019 и 2020 годов. Когда финансов хватает на все, получается закрывать глаза на плохую работу отдельных сотрудников, дабы не было конфликтов. А компания, тем временем, держится на тех, кому совесть не позволяет работать плохо.

Когда случился кризис, оказалось, что мне как руководителю нужно реально оценивать людей ― кто приносит пользу, кто нет. Я понял, что обязательно нужны критерии оценивания результатов работы, стимулирующие надбавки, премии. Если сотрудник работает плохо, пусть получает только оклад, если это будет так и дальше, рассмотрим вопрос о его увольнении. Сейчас без такого строгого подхода невозможно выжить.

Я всю жизнь хотел создавать новое, творить, у меня есть для этого энергия, силы и мозги, слава Богу. А получилось так: чтобы что-то творить, нужно управлять людьми. Этого я не желал. Я не хотел конфликтов, не хотел никого увольнять, чего-то лишать, наказывать...это бремя мне досталось "по совместительству"...

Бывает, кандидат прекрасно проходит собеседование, у него идеальное резюме. Но насколько он обучаем? Это выясняется уже позже. Насколько готов жертвовать своим временем, насколько он неконфликтный, готов уступить, принять мнение большинства? Этого же не пропишешь в KPI... Пришел специалист на высокую зарплату, а с ним нельзя работать. 

Для нас предпочтительнее человек, умеющий работать в команде, чем крутой специалист, не способный интегрироваться в коллектив. 

А если сотрудник не справляется? Трудный вопрос, где проявить снисхождение, где строгость... Как правильно поступить руководителю?

Многие сотрудники отодвигают "на потом" решение сложных задач и заполняют свой рабочий день любой второстепенной работой. И когда такого человека спрашивают, почему он не выполнил ту или иную задачу, он отвечает: не было времени. Это такой механизм самообмана, его нужно преодолевать, побуждая себя к личностному росту, саморазвитию. К сожалению, такая психологическая защита работает у большинства, включая и меня самого.

Очень важно правильно расставить приоритеты в своей работе! Даже руководители часто решают задачи второго-третьего уровня важности, упуская из вида важнейшие. Возможно, о каких-то задачах следует вообще забыть ради пользы дела.

Хорошо помогает постановка сверхзадач, особенно в отделе продаж. Например, руководитель предлагает повысить продажи на 20% и заражает сотрудников своим энтузиазмом (и ожидаемой премией). Результат действительно улучшается!

А как Вы решаете управленческие проблемы в Вашей компании? Прошу коллег поделиться опытом, наработками и открытиями. Буду рад обратной связи!

С уважением, Святослав Можей, руководитель ГК Амалит