Ожидается экономический спад. Как сохранить свой бизнес?

На сегодняшний день к прогнозам об ожидающемся экономическом спаде прибавились новые вводные: теперь мы должны учитывать еще и переменную частичного локдауна. Сувениры не являются предметом первой необходимости, наша отрасль – одна из самых уязвимых. Нужно думать, как нам устоять.

Коллеги!

Хочу предложить вам информацию к размышлению, которая, возможно, послужит для принятия нужных решений.

Пандемию мы с вами прошли. Кому-то помогли отложенные запасы, кому-то - поддержка государства. Все мы предпринимали антикризисные действия - по сокращению издержек и, наоборот, по наращиванию продаж.

В настоящий момент ситуация остается непростой. На рынке случился резкий дефицит сырья и материалов, потом появились партии с многократно выросшей ценой (полистирол на 120%, жесть на 80%, фанера на 160%). Покупательский спрос подстегивал закупаться и производить продукцию. Приходилось поднимать продажные цены из-за выросшего сырья, при этом стало проблемно поднять зарплаты, так как ещё больший рост себестоимости убьёт покупательский спрос. В силу этого некоторые производства стали терять рабочую силу, а значит, производственные мощности. Далее правительством был предпринят ряд мер, благодаря которым цены на некоторые виды сырья снизились.

Многие поставщики сырья перешли на предоплату. Если раньше компаниям не нужно было иметь большой оборотный капитал и они вкладывали эти деньги в развитие, в оборудование, то теперь им понадобились оборотные средства для закупки сырья. В связи с проблемами доставки из Китая, стало не хватать некоторых материалов и комплектующих. Притом создаются ситуации, когда все есть, а какой-то маленькой детали нет и невозможно выпустить конечный продукт. От поставщиков приходит устрашающая информация о перебоях в поставках то одного, то другого. Нужно четко понимать, по каким позициям может оказаться нулевой остаток и как это предотвратить.

кризис1.jpeg

На сегодняшний день к прогнозам об ожидающемся экономическом спаде прибавились новые вводные. Кроме того, что мы имеем сейчас кризис оборотных средств, мы должны учитывать переменную частичного локдауна. Нужно думать, как готовиться.

Сувенирная отрасль – одна из наиболее пострадавших при локдауне. Сувениры не являются предметом первой необходимости. И если люди сидят дома, то сувениры становятся не актуальными - нет ситуаций очного общения с дарением подарков. К тому же, на удаленке часть людей зарабатывает меньше, что сказывается на платежеспособности населения. До сих пор многие рынки не восстановились с 2020 года, например, рынок готовых сувениров с картинкой-поздравлением так и не вышел на пред-пандемийный уровень.

Некоторые предприятия сейчас на грани разорения. Что это может дать остальному рынку?

-- увеличение доли на рынке оставшихся игроков;

-- возможность покупки оборудования на хороших условиях;

-- возможность слияния или покупки такого игрока более сильным, слияние клиентской базы и технологий.

кризис2.jpg

Что еще можно сделать в это непростое время для выживания или, наоборот, экспансии? Возможно, компаниям потребуется сокращение направлений, которые недавно начаты как стартапы и еще не вышли на окупаемость. Но я думаю, что некоторые стартапы, наоборот, нужно активизировать - в сторону выпуска тех изделий и оказания тех услуг, которые актуальны при локдауне и вообще в долгосрочном периоде. В других случаях нужно проанализировать точку окупаемости ранее начатого проекта, спрогнозировать дальнейшие затраты и решить, потянете ли вы это или лучше использовать средства рациональнее. Иногда нужно не упорствовать, а вовремя сказать себе «стоп».

Идеально выпускать продукцию, близкую к предметам первой необходимости, например, изделия из ткани. Если развивать эту идею, можно и отойти от сувенирной темы, осуществить диверсификацию производства. Нужно приложить силы к разработке такого продукта, который будет востребован в любом случае, при любой экстремальной ситуации.

Возможно, кому-то стоит пойти на риск – взять кредит. А может, наоборот, лучше следовать стратегии выжидания, тогда надо все минимизировать и «залечь на дно».

Следует тщательно проверить все статьи расходов. Все в компании должно окупаться. Можно отдать некоторые отделы на аутсорсинг – например, отдел дизайна, транспортный отдел, IT- безопасность.

Важно отслеживать эффективность рекламы и усиливать ее там, где она дает отдачу. Проверить результативность работы персонала, ведь это определяет, с кем вы будете создавать будущее компании, а с кем нет.

Давайте делиться опытом и поддерживать друг друга!

С уважением и добрыми пожеланиями,

Святослав Можей, руководитель ГК Амалит