Сувенирный рынок 2024-2025: рост или падение?

Чего нам ожидать?

Не могу сказать за всех, но у нас и у большинства знакомых сувенирщиков в минувшем году наблюдался рост. Достался этот рост нам нелегко, в условиях жесткой нехватки рабочей силы, проблем с запчастями и расходниками к импортному оборудованию, при сильно возросшей стоимости этого оборудования. Но ради роста стоило это пережить!

Так что ждет нас в 2024 и 2025 году? Мое субъективное мнение: в этом году рост продолжится. Причины, на мой взгляд, таковы:

1.       Реальный рост экономики (к сожалению, в значительной степени за счет вливания денег в военную промышленность, и, как следствие, поступление средств к многочисленным предприятиям, связанным с «оборонкой», распространяющихся далее по всей экономике страны — потому что у одного оборонного предприятия могут быть тысячи поставщиков самых обычных товаров, от бумаги до кирпичей).

2.       Реальный рост доходов населения (статистически зафиксирован самый высокий уровень доходов населения за последние 5 лет).

3.       Рекордные цифры роста внутреннего туризма и, как следствие, значительный спрос на сувениры для туристов + вливание денег в экономику регионов за счет тех же туристов + госпрограммы развития туризма.

4.       Импортозамещение (Переориентация части покупателей и оптовиков на российских производителей взамен европейских и даже китайских).

На мой взгляд, все 4 фактора будут играть положительную роль в том, что производство сувениров, мерча, промопродукции в 2024 году будет расти.

А вот насчет 2025 года есть сомнения. 

На мой взгляд, пункт №1 может уже утратить свою первостепенность. Пункт №3 трудно спрогнозировать, я бы на него уже не рассчитывал в 2025 году, — может произойти перераспределение туристических потоков.

Ну и пункт №4 – европейских сувениров и так было немного, а вот с Китаем… Думаю, высока вероятность падения цен на китайские товары в связи с замедлением мировой экономики и в связи с ситуацией «по Тайваньскому вопросу»: возможно, китайским товарам откроют зеленый свет и их у нас может стать больше. Также новость о том, что китайские товары будут выставляться на ВБ напрямую китайскими производителями, держит в напряжении.

Замедление мировой экономики, возможный кризис в Европе и Америке приведет к снижению цен на нефть, снижению спроса на сырьевые ресурсы со стороны Китая, и, как результат, к падению и нашей экономики (снова про пункт №1). Рано или поздно это все равно случится —если не в 2025 году, то в 2026 уж точно (но больше вероятности, что мы это увидим в 2025-м). Поэтому надо подготовиться к сценарию, когда придется сокращать свои масштабы производства и иметь в ассортименте продукцию, на которой можно будет «вытянуть» трудные годы. 

Из позитивного – любой кризис однажды заканчивается… Мы их уже много пережили за последние 25 лет. Даст Бог, и в этот раз вытянем…

И еще: в любом случае - что при росте, что при падении, - выиграет тот, у кого выше производительность, меньше трудозатраты на единицу выручки (возможно, вследствие более производительного оборудования или технологий), меньше постоянные издержки на рубль продукции. 

По возможности, постарайтесь разобраться с кредитами, чтобы они не стали для вас непосильной обузой в 2025-м и в последующие годы.

С уважением, Святослав Можей, руководитель ГК «Амалит»

  • Комментарии
Загрузка комментариев...